СВЕГА-Компьютер

Почему именно 3D-стереоскопия?

Современные исследования показывают, что: 85% детей школьного возраста являются визуалами и кинестетиками, то есть людьми, воспринимающими большую часть информации с помощью зрения и осязания, и только 15% являются аудиалами и получают информацию в основном с помощью слуха. Международные эксперты утверждают, что что большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста лучше всего учатся с помощью кинестетических средств. Британские педагоги Рита Стаффорд и Кеннет Данн в своей книге «Обучение младших школьников по индивидуальным методам обучения» пишут: «Дети приходят в детский сад как кинестетики и тактильные ученики, двигаясь и прикасаясь ко всему, что они изучают. Ко второму или третьему классу часть учеников уже становится учениками-визуалами. В конце начальной школы некоторые ученики, в основном девочки, становятся аудиалами. Тем не менее, многие взрослые, особенно мужчины, сохраняют кинестические и тактильные навыки на протяжении всей своей жизни».

Человеческий мозг создан, для того чтобы учиться. 3D-стереоскопия — это то, как мы воспринимаем окружающий нас мир. Так за счёт чего же технологии 3D-стереоскопии улучшают процесс обучения? Как показывают многочисленные исследования, представление школьного материала в виде анимированных стереоскопических 3D-моделей становится эффективным способом, с помощью которого преподаватели могут упростить подачу сложных, абстрактных и даже невероятно больших объёмов информации, облекая их в единую и доступную для понимания форму. При таком подходе учащиеся могут быстро переключиться от целого к его составным частям.

Ещё одним важным фактором является так называемый Вау-эффект, возникающий при просмотре. Как пишет британский профессор Анна Бэмфорд, руководитель международного проекта «Обучение в образовании будущего» (LiFE): «Появление 3D-материалов в классе раскрепощает учеников. Глубокие стерео эффекты и большое количество анимации имеют сильное влияние на понимание и запоминание, эти яркие переживания делают обучение глубоко осмысленным. Исследования показали, что 33% учащихся протягивают руки к "висящему" перед экраном виртуальному объекту, реагируя на его движения, а порой движение тел учащихся является зеркальным отражением движения объекта, особенно если объект "двигался" в их сторону и глубина стерео эффекта была велика».

Проведённые в ряде европейских стран исследования среди учащихся 10-13 лет показали, что 3D-стереоскопия оказывает весьма положительное влияние на обучение и запоминание учебного материала. Исследователи LiFE, работавшие в семи европейских странах, обнаружили, что 3D-стереоскопия повышает эффективность обучения и позволяет охватить большее количество материала за меньшее время. Использование стереоскопических материалов способствовало большему вовлечению учащихся в процесс учёбы и их коммуникации.

Результаты исследования показали, что:

 — 86% учащихся улучшили результаты своих тестов после обучения с использованием 3D-стереоскопических материалов, тогда как обучавшиеся с использованием 2D-материалов улучшили свои первоначальные результаты лишь на 52%;

 — В классах, использовавших стереоскопические материалы, результаты тестов улучшились в среднем на 17%, тогда как дети, обучавшиеся с использованием 2D-материалов, улучшили свои первоначальные показатели лишь на 8%.

Эффект от обучения с использованием 3D-стереоскопии был настолько сильным и впечатляющим, что учащиеся в группах, не связанных с 3D-обучением, которые слышали, что их сверстники изучают, требовали такого же доступа к технологии. Проведённые опросы показали, что 100% учителей согласны с тем, что 3D-стереоскопия в классе помогает ученикам лучше понимать изучаемый предмет. Учителя отметили, что ученики в группах, использовавших 3D- стереоскопические материалы, имели более глубокое понимание, повышенную продолжительность внимания, большую мотивацию и более высокий уровень вовлечённости в учебный процесс. 3D-группы также продемонстрировали изменения в поведении и общении, а также улучшили взаимодействие в классе. Например, в среднем 92% учеников были более внимательны во время 3D-урока, в то время как не 3D-материалы активно обращали внимание лишь 46% учащихся из той же группы. Стереоскопический контент так же положительно влиял на скорость усвоения знаний. Так, например, материал, на усвоение которого обычно требовалось проведение 2-3 занятий, усваивался за один урок.

Подобное исследование, проведённое в 2010-2011 гг. в Российской Федерации, дало схожие результаты. Казалось бы, что эффективность метода можно считать доказанной и дорога для широкого внедрения открыта, но, тем не менее, внедрение 3D-стереоскопических технологий в качестве эффективного, доступного и важного компонента школьного образования XXI века, пока ещё только начинается...

Какую же технологию показа стереоскопического контента выбрать? Об этом поговорим в следующем выпуске новостей самоизоляции.

Дмитрий Козуненко (Заместитель Генерального директора по информационным технологиям)

Email: kozunenko@svega-computer.ru